ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ВМФ РОССИИ

В 1996 году Россия торжественно праздновала 300 - летие создания регулярного военно-морского флота. В силу сложившихся исторических условий 100 и 200 – летие создания военного флота в России широкомасштабно не праздновались. Вековой юбилей флота был омрачен кончиной императрицы Екатерины II (7 ноября 1796 года), а 18 мая 1896 года во время торжеств по случаю коронации Николая II на Ходынском поле погибло 1389 человек. Императору и всей России было не до торжеств.
В канун 300 – летнего юбилея у сотрудников Управы района Ясенево, бывших военных моряков, капитана 1 ранга Школа Н.В. и капитана 2 ранга Лаврентьева С.Ю. возникла идея создать музей посвященный военно-морскому флоту. Для этой цели они мобилизовали бывших моряков проживающих в районе Ясенево. В то время их было около 300 человек, в том числе Герой Советского Союза капитан 1 ранга Грешилов Михаил Васильевич, который с энтузиазмом согласился войти в инициативную группу. Бывшие моряки отдали в фонд музея личные вещи, памятные фотоснимки, награды, сувениры, привезенные из дальних походов. Главный штаб и управления ВМФ передали музею навигационные приборы, флаги ВМФ, корабельные колокола, модели боевых кораблей.
Подготовить и разместить экспозицию помогли сотрудники музея МВД России. Торжественное открытие музея состоялось 20 февраля 1997 года в актовом зале Управы района Ясенево. А в апреле 2003 года музей был переведен в школу №790, где он успешно функционирует по настоящее время.
Экспозиция музея размещена в хронологическом порядке, что позволяет проводить в музее не только обзорные экскурсии но и полноценные уроки истории.
В настоящее время Российская Федерация имеет протяженность границ около 60 000 километров из них более 40 000 морская граница (длина экватора). А в XVI веке Россия оставалась континентальным государством. Однако российские цари отлично понимали, что дальнейшее развитие России зависит от наличия выхода к морю, и для этого жизненно необходим регулярный военно-морской флот.
Так одна из первых попыток создания флота в России принадлежит Царю Иван IV, который в 1570 году организовал флотилию для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством. Но к концу года флотилия, не имея баз, прекратила свое существование.
Во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676), 14 ноября 1667 года в селе Демидове на реке Оке был заложен первый русский военный корабль "Орел", спущен на воду 19 мая 1668 года, в 1669 году переведен в Астрахань для охраны русских торговых судов на Каспийском море. Имя свое корабль получил от Государственного герба России. Организация службы и действия экипажа в бою определялись 34 «статьями артикулярными», явившимися прообразом Устава морского русского флота.
Позже Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в "Уставе морском...",
«И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако достойное оно вечного прославления; вполне и достаточно нам являет, какого духа был оный Монарх, и от начинания того, как от доброго семени произошло нынешнее дело морское».
Программа реформ созрела еще при царях Михаиле (1613-1645) и Алексее деде и отце Петра I, а вот осуществить ее было суждено Петру Великому, ему и отведено в нашем музее самое почетное место как родоначальнику регулярного Российского Военно-Морского Флота.


Царь Петр I родился 9 июня 1672 года в родовом имении Романовых Измайлово, царствовал с 1682 года по 1725 год.
Время царствования Петра Великого важнейший рубеж в отечественной истории.

Весной 1688 года в подмосковном селе Измайлово в амбаре 15-ти летний Петр обнаружил ботик, подаренный его отцу - царю Алексею Михайловичу, Этот ботик был исправлен, оснащен и спущен сначала на реке Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он как "Дедушка Русского флота" хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
20 октября 1696 года по настоянию Петра I Боярская дума издала "приговор" (указ) в котором постановила "Морским судам быть". Это было решение исторической важности. В результате его осуществления Россия - крупнейшее континентальное государство - стало также морской державой. (Официальная дата рождения регулярного Российского флота).
На основании указа Боярской Думы и в соответствии с планом подготовки Азовского похода в Воронеже Петр I устраивает верфи и приступает к строительству флота. Одновременно началось и создание инфраструктуры флота. Это в первую очередь кораблестроение, система базирования, подготовка квалифицированных кадров и военно-морская наука, картография, система управления флотом.
Российский флот начал сою боевую летопись.
Первая в истории русского флота крупная победа под командованием Петра I и адмирала Ф.М.Апраксина была одержана 27 июля 1714 года над эскадрой шведов у полуострова Гангут (Ханко). Учреждена золотая офицерская и серебряная матросская медали "За сражение при Гангуте".


На этом стенде представлено второе знаменитое сражение.
26 июня 1770 года русская эскадра под руководством А.Орлова, авангардом командовал Г.А.Спиридов в Эгейском море во время русско – турецкой войны 1766 – 1774 годов в Чесменском сражении одержала победу над турецкой эскадрой. Русский флот стал безраздельно господствовать в Эгейском море. Чесменское сражение положило начало маневренной тактики русского флота. В память о Чесменском сражении была учреждена медаль "За участие в Чесменском бою", а в Царском селе был воздвигнут памятник – Чесменская колонна.

Затем последовали блестящие победы адмирала Ф.Ф.Ушакова: 19 июля 1790 года у Керчи, 8-9 сентября 1790 года у мыса Тендра, 31 июля 1791 года у мыса Калиакрия, 1 марта 1799 года взятие острова Корфу объединенным русско-турецким флотом под командованием Ф.Ф.Ушакова.

8 октября 1827 года объединенная эскадра русского, английского и французского флотов в Наваринской бухте уничтожила турецко-египетский флот. Решающую роль сыграла русская эскадра Л.П.Гейдена. При этом особо отличился флагманский корабль «Азов» под командованием капитана 1 ранга М.П.Лазарева, будущего прославленного адмирала, исследователя. Разгром турецкого флота способствовал победе России в русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Следующий стенд посвящен периоду Крымской войны 1853-1856 годов
18 ноября 1853 года русская эскадра под командованием вице-адмирала П.С.Нахимова в Синопской бухте атаковала турецкую эскадру стоящую на якорях под защитой береговых батарей и уничтожила ее благодаря героизму и выучке русских моряков, флотоводческому мастерству командования, решительным и инициативным действиям командиров кораблей. Это было последнее сражение эпохи парусного русского флота. Эффективное применение в нем бомбических пушек ускорило переход к строительству броненосного флота.
Парусный флот начал стремительно вытесняться паровым флотом. В этот период зародилась тактика парового флота, основоположником которой стал адмирал Г.И.Бутаков. Мы видим бой пароходофрегата «Владимир» с турецким пароходом «Первах-Бахри».
Эти две фотографии Малахова кургана и копия приказа посвящены первой героической обороне Севастополя 25 сентября 1854 года – 8 сентября 1855 года. Возглавил Севастопольскую оборону начальник штаба ЧФ вице-адмирал В.А.Корнилов, а после его гибели командующий эскадрой вице-адмирал П.С.Нахимов. 349 – дневная Севастопольская оборона – пример умелой организации активной обороны. Русские воины вписали славную страницу в боевую историю армии и флота

Доска объявлений

Школьные события и мероприятия

Фотоальбомы

Школьные будни и праздники

free-templates.ru